Новости
Старость с протянутой рукой
14 июля 2008, 01:37
Старость. Думать о ней не хочется, а говорить как-то неприятно... Хотя, если попробовать так вот сходу подобрать эпитеты к этому, в общем-то небольшому существительному из семи букв, за которым у каждого пожилого человека столько всего кроется, что всё даже и не вспомнишь, то на ум приходят в общем-то неплохие словосочетания: «тихая старость», «обеспеченная старость».Старость, как судьба, у всех разная. Но, в общем и целом, людей, уходящих на пенсию, можно разделить на несколько групп. К первой относятся те, кто продолжает трудиться на том же месте, где работал раньше или же устраиваются на службу с более мягкими условиями: сторожить какой-нибудь садик, убираться, готовить, присматривать за детьми и прочее.
Зато у следующей категории пенсионеров образовавшееся свободное время уходит на реализацию своей давнишней мечты, например: петь в хоре, копаться на огороде, особо обеспеченные могут позволить себе попутешествовать. Я была знакома с дядечкой, который работал дворником, почти каждый выходной ходил к родникам на «Серебряные ключи» и кормил птичек семечками из кормушек, которые делал из пластиковых бутылок. Есть ещё она группа пенсионеров, они, наверное, самые несчастные люди на земле. Целыми днями сидят дома у телевизоров, иногда выбираются на улицу, чтобы сходить в магазин или поликлинику, а на обратном пути присесть на лавочке у подъезда, перекинуться с кем-нибудь парой многозначительных в их понимании фраз и опять утонуть в выдуманной жизни телевизионных героев.
Старость Человека с толстыми пальцами, впрочем, как и он сам, для меня загадка. Впервые я увидела его лет десять назад у магазина «Восток». Всем входящим-выходящим он молча протягивал свою ладонь с толстыми пальцами. Напротив, на деревянных ящиках, рядком сидели старушки с цветами, ягодами, семечками и соленьями. Они иногда переругивались между собой, отпугивали голубей, нагло покушавшихся на их добро, а Человек с толстыми пальцами день ото дня всё тыкал и тыкал свою ладонь проходящим мимо людям.
Когда становилось очень сыро или слишком морозно, он заходил в тамбур магазина и протягивал руку там. Я хорошо усвоила, что правильно давать милостыню человеку, сидящему у Храма, но поначалу всё равно отдавала какую-то мелочь, оставшуюся со сдачи, этому первому появившемуся в Сарове нищему. Потом его цыганщина мне надоела, и я проходила мимо без малейших угрызений совести.
Несколько лет я его не видела, а в прошлом году обнаружила протягивающим руку на нижней ступеньке лестничного марша, ведущего к храму Иоанна Предтечи. Теперь его пост там. Он сидит на раскладном стульчике, а при появлении людей, вскидывает руку, точно так же вскидывают руки девушки, танцующие половецкие танцы в опере «Князь Игорь».
На прошлой неделе я опять столкнулась с Человеком с толстыми пальцами. В том месте, где он сейчас коротает свою старость, у меня была назначена встреча. Наблюдала я за ним минут пятнадцать. Ну, во-первых, как только он обнаружил, что я стою неподалёку от него уже пять или десять секунд, то тут же зашагал с протянутой рукой в мою сторону. Одет он был в синтепоновое пальто неопределённого цвета и в обувь, что называется «с помойки». Получив от меня настойчивый отказ, он направился в сторону храма, где тоже поджидал кого-то священнослужитель. На ходу старик достал из кармана бумажные деньги и внимательно пересчитывал бумажку за бумажкой.
«Вот!» — осенило меня, — «Он теперь с монастырскими делится». Но я ошиблась. Судя по обрывкам слов, которые доносились до меня (слышна была только речь священника: «Потом, потом!»), Человек с толстыми пальцами по привычке просил деньги и у него...
И вот, в тот момент, когда старик, занятый каким-то своими мыслями пошаркал назад к своему раскладному стульчику, на лестнице появилась группа хорошо одетых людей. Их было, наверное, человек десять, с экскурсоводом и переводчиком. Двум мужчинам, по-видимому, хорошо знавшим, чего можно ожидать от Человека с толстыми пальцами, каким-то образом удалось оттеснить его от важных гостей. Но когда группа прошла, старик, как будто опомнился и кинулся с протянутой рукой вслед, и опять был оттеснён сопровождающими мужчинами на безопасное расстояние. Кстати, старик, умудрился выпросить деньги и у них.
Чуть позже я узнала, что в числе только что проходивших мимо, были главы Центральных Банков России и Финляндии. Удалось ли Человеку с толстыми пальцами выпросить деньги у столь значимых лиц, когда они возвращались назад, посмотреть мне не довелось. Вскоре я ушла.
Пока я была рядом, старик набрал более сорока рублей. Деньги ему подавал (или он так настойчиво выпрашивал) каждый второй, проходивший мимо. Не думаю, что Человек с толстыми пальцами опасен, хотя, одну проходившую женщину он пытался схватить за предплечье, та вовремя увернулась. Он скорее Неудобный человек.
До сих пор я не знаю, как его зовут. Чем он занимался до того, как начал вот так молча выпрашивать у людей деньги. Получает ли пенсию? Умеет ли он вообще говорить, мне почему-то показалось, что он немой. От кого-то я слышала, что у него вполне состоятельный сын, и вообще-то сам старик ни в чём не нуждается, просто вот нашёл пожилой человек себе такую работу... или развлечение?
Т. Тагина
Комментарии
А раньше на каждом углу сидели таджикские женщины с младенцами и маленькие ихие дети (без взрослых), Это они в Сарове сидели?!!! Ответить Правка |
zigangir, Г-жа Синицина живёт и трудится в Астрахани, моя хорошая знакомая, вместе учились в академии. Кстати, у них единороссы напару с губернатором придумали такую классную штку, называется "мамин день" — один раз в месяц, женщина, имеющая ребёнка, может взять оплачиваемый выходной. Ответить Правка |
Т.Тагина # 17 июл’08, 18:39 Синицина, Спасибо за добрые слова, рада тебя читать всегда. Ответить Правка |
Синицина # 17 июл’08, 18:39 zigangir: >А раньше на каждом углу сидели таджикские женщины с младенцами и маленькие >ихие дети (без взрослых), >Это они в Сарове сидели?!!! не, это в Астрахани... Ответить Правка |
Т.Тагина # 17 июл’08, 18:48 Синицина, Я правильно "мамин день" обозвала, Света? Ответить Правка |
Представляю себе картину: женщины с младенцами у проходной 1-го завода, или идиллия "на плотине". Кстати, Синицина (простите незнание Ващего имярек) я живу недалеко от Вас. В Актау, в Казахстане, на берегу Каспия. Так я брал у них интервью для нашей областной газеты. У них религиозное верование насчет труда. Нельзя им работать. Наша полиция не церемонилась. Поломали их палатки и шалаши и вывезли (в неизвестном направлении). Правда, сейчас они у нас на рынке промышляют. Да Бог с ними. Ответить Правка |
zigangir, Как же Вас туда, в Актау занесло? Надолго ли? С какого возраста в Казахстане на пенсию выходят? Насчёт религиозных верований, у нас тоже интересно получается: знакомая собралась ребёнка в детский сад устроить (мужа у неё не было, сложное финансовое положение) и вот пошла она в церковь, чтобы батюшка благословил её ребёнка на, так сказать, посещение детского сада. Батюшка отказался со словами: "Провославная жена сидит дома, с детьми..." Так что, религия у всех разная, а понятия, выходит, одинаковые. Ответить Правка |
В январе 79-го выгнали из Сарова.На пенсию женщины выходят в 58, мужчины в 63. Здесь мне тогда понравилось, работал на буровых, в геологии, на море матросом, в областной газете. Сейчас сторожуем вместе с женой за городом. Дали нам домик, положили зарплату, квартиру в городе сдаем, плюс пенсия жены и моя по инвалидности. Как говорится — не хвалюсь, а молюсь, тем и живы. Хочется в Саров приехать, ведь там родился, на Маслихе, родители там похоронены, сестра и брат там живут. Но работу нельзя прерывать, сразу это место займут. Ответить Правка |
AlMa # 18 июл’08, 09:42 zigangir, в отпуск приезжай. а за что выгнали то?: amazed: Ответить Правка |
Выгнали за нарушение подписки о недопустимости знакомств с иностранцами. А в отпуск я приеду, только когда он будет? В сарове я был последний раз в апреле 92-го на Пасху. Дали пропуск на 5 дней. Спасибо за сочувствие, Алма. Так приятно слышать голос с моей любимой Родины. Ответить Правка |
Этот мужик очень навязчивый и выглядит черезвычайно упитанно для нуждающегося. Как кстати его зовут и кто он по профессии? Ответить Правка |
А о ком вы говорите? Может это просто фотография общего назначения. Ответить Правка |
Да подожди ты с руганью. Где эта вонючая церковь? В Сарове не было церквей в мое время! Наоборот взорвали все имеющиеся. По фотографиям видно что устроили храм в театре. Так я там работал осветителем, рядом была музыкальная школа, детская библиотека. В зрительном зале, наверное, церковь. Ответить Правка |
никто не ругается, церковь вонючая из-за сточных вод, в низине стоит. Ответить Правка |
Прости, Рио, просто не соображу где эта церковь. Значит, так. Из сквера, от памятника Горькому мы идем к проспекту Мира. Так? Выходим из сквера. Направо суд и прокуратура. Налево в низине стоит корпус, видно лишь верхний этаж. Здесь был 6-й сектор. Чуть подальше была лестница в низину. Может в этом корпусе сделали церковь? Там еще есть кирпичная стенка, на ней альпинисты тренировались. Правильно я ориентируюсь по памяти? Чего с городом сотворили, с красавцем! Ответить Правка |
Нашел свою статью из 2004 года. Написана она была на тему "социальный антибиологизм постсоветского общества". Приводимый контекст явно подходит для этой темы. Вот он. Недавно, по местному телевидению состоялась передача «Шанс» журналистки Т. Степановой о жизни заключенных. В местной колонии, согласно модному поветрию, появились церковь и мечеть для людей, отвергших божьи заповеди, и поменявших защиту Бога в жизни на воле — на «защиту» лагерных охранников. Теперь заключенные вымаливают прощение у Бога, почему не у людей? Разве был нанесен вред Богу? Тысячу раз был прав Ф.М. Достоевский, «предлагая» своему герою Раскольникову — выйти на людный перекресток и каяться, просить прощение у людей за свое преступление. Только так Родион смог бы вернуться к людям, обрести защиту Бога. Преступнику необходимо на самом себе испытать всю боль, сравнимую с болью человека, пострадавшего от него, для этого ему дано ВРЕМЯ ИСКУПЛЕНИЯ ЧУЖОЙ БОЛИ СВОЕЙ БОЛЬЮ. Преступнику следует избавить свой эгоизм от вредоносных желаний. Трудно это сделать, ведь сломать «закостенелое» мышление о «бесценности своей жизни» можно только осознанием ценности других жизней, с приобретением чувствительности к чужой боли, то есть, сочувствия, взаимосвязанного с нравственностью. Бывший преступник станет новым человеком, понимающим, что в жизни следует руководствоваться не принципом-лазейкой — «от сумы и от тюрьмы не зарекайся», но что есть и общечеловеческое правило, удерживающее большинство людей от преступлений — «БУДЬ ДОБР И НЕ ВРЕДИ», это правило должно быть ЗАРОКОМ! Устаревшее «не зарекайся» служит жалким оправданием своего нечеловеческого образа «жизни» «незарекающимися» — вот почему неисправимы так называемые «бичи» и некоторые преступники. Образ жизни «незарекающихся» состоит из постоянного поиска легкой наживы и постоянного соблазна «иметь то, чего нет у них, но есть у других» с изобретением методов получения желаемого. Так называемая «сума», всего лишь пережиток прошлого, когда в общественном строе отсутствовала социальная защита. Сегодня наши городские «нищие» имеют квартиры и пенсию (чего не было у нищих в прошлом), появление местных «нищих» в людных местах вызвано их эгоистическим желанием иметь «дармовой приработок». Есть, действительно, нуждающиеся, но эти горемыки постесняются «протянуть руку», молча снося свою нужду. Эти люди помнят распространенный в свое время материнский завет: «говори — я сыт, если приглашают к столу в гостях». Да, было и такое воспитание, оно покажется наивным, но ложная скромность придавала ребенку жесткий навык терпения к соблазнам в жизни (сравни: Омар Хайям — «ты лучше голодай, чем что попало есть, и будь один, чем вместе с кем попало»). Так, у ребенка вырабатывался самоконтроль уровня эгоизма. Мудрость старших основана на их жизненном опыте, также, на опыте их предков, переданного им в качестве наставлений. Естественная мудрость — плод Разума, созревающий на протяжении всей человеческой жизни, семена этого плода должны быть посеяны в детях, чтобы они вырастили свои плоды Разума еще более совершенные, чем доставшееся им семя. В этом — эволюция образа жизни человека, его познания Природы и поведения в обществе. Сегодняшние дети, в большинстве, лишены «семян мудрости», так как, их родителям в «рыночной толкотне» было не до нравственности. «Рынок» окончательно «отрегулировал» эгоизм людей, определив критерий АНТИБИОЛОГИЗМА человека: «все, что не приносит материальную выгоду, не является полезным». Налицо — гипертрофированный эгоизм в части получения «удовольствий». Отрыв человека от природы с ее подменой искусственной декорацией в своих квартирах и непременной «стерильностью» для детей, может привести в будущем к созданию городов, поднятых над землей, на которую будет сливаться грязь и сбрасываться мусор. Это, действительно может произойти, если человек перейдет «порог сочувствия к Природе». В логической цепи «причина — следствие» четко прослеживается падение морального уровня в эгоизме человека: отсутствие воспитания к сочувствию — отсутствие нравственности — сверхсамолюбие — общественный антибиологизм при полном незнании законов экологии. Главное, нужно привить детям основной принцип сосуществования человека в обществе — «НЕ ВРЕДИ — НИ ЛЮДЯМ, НИ ПРИРОДЕ». С этим принципом — АНТИБИОЛОГИЗМ человека исчезнет. Ответить Правка |
Ответить Правка |
zigangir, А о ком вы говорите? Может это просто фотография общего назначения. Нас фоторгафии именно Человек с толстыми пальцами. Да, сейчас вспоминаю, там действительно раньше дурно пахло, а сейчас запах куда-то исчез. Была стенка для альпинистов, но сейчас восстановлено подземелье, народ на экскурсии ходит в подземную церковь и заодно в Храм Ионна Предтечи. А вот прокуратура — напротив, чуть левее. В бывшем театре сейчас Храм Серафима Саровского. А новый театр построен на пустыре по проспекту Музрукова, возе парка им.Зернова. Ответить Правка |
Спасибо, Алиса и Кармен. Я и говорил про это здание. Это и есть 6-й сектор. В начале 60-х мы садились наверху и ждали когда кто-нибудь появится в окне. Тогда мы клянчили: дядь, кинь триод, или диод (это детали для карманных приемников, было тогда такое увлечение — радиолюбительство). Иногда кидали и это было для нас счастьем. (Про прокуратуру и суд — я имел в виду если идти от памятника Горькому). Тогда там был спецсуд "33", меня то он и отпустил из города на все три стороны. А еще в этом здании была кочегарка. Работал там дядя Коля Хохрин. Мы грелись у него зимой. Он рассказывал нам страшные истории про подземный ход. Там дествительно был вход в подземелье, но мы не лазили -боялись. Жили мы тогда на ИТР-вском на улице Победы, до этого на Финском, а еще раньше в 1-м бараке Рабочего поселка. Спасибо за фото. Столько детских воспоминаний нахлынуло. Ответить Правка |
zigangir, Я и счас там живу, на ИТР-ком) По ул.Победы два раза в день гуляю с собакой. Самое отличное местов Сарове! Ответить Правка |
Там есть перекресток с улицей Александровича (раньше это была Инженерная), так я жил в доме, что возле котельной стоял, бегал учиться в 1-ю школу, напротив был коттедж и рядом магазин. В 65-м переехали на улицу Тольятти (сейчас — Харитона), там жил до своего изгнания. А вообще интересно обсуждать "старость с протянутой рукой" на компьютере. Оригинально даже. Похоже, что я старше по возрасту этого "просителя", но нужно понять его хобби. Может это у него после психбольницы остался синдром недостатка. Очень много психов побираются. Я насмотрелся на них, жалко. Скорее всего этот один из них. Попробуйте переломить себя и протянуть руку — ничего не выйдет. Скорее всего мы обсуждаем именно это психическое состояние. А "доживать" все-таки придется. Как и в другие времена. Только как мы распорядимся оставшимся временем? Ждать, ни о чем не думая, своего жизненного завершения? (Как этот побирушка). Или потратить остаток на добрые дела? Наверное, так уж природой придумано: старое, сгнивая, удобряет почву для новой жизни. Не принимайте меня за мрачного человека, я не такой. Посмотрите на мои байки по теме "как попасть в Саров". Улыбнитесь. Ответить Правка |
AlMa # 21 июл’08, 00:10 zigangir, вылезайте в ирку на канал #sarovnet (((= Ответить Правка |
Алма, привет! Толком объясни про эту "ирку", как и что поставить. Про Ирку слышу в первый раз, потому и вопрос. Зигангир. Ответить Правка |
AlMa # 21 июл’08, 11:55 zigangir, http://www.sarov.net/chat/ тут всё доступным языком написано (= Ответить Правка |
zigangir, Кликни на главной странице на ссылку "Чат" там всё разжёвано. AlMa — грибочник. Ответить Правка |
AlMa # 21 июл’08, 13:24 ryo-oh-ki — трольчонок Ответить Правка |
ладно, ты — трольчонок, уговорил. аватарка кстати тебе очень подходит. Ответить Правка |
Написать
Если вы хотите ответить кому-то, нажмите ссылку "Ответить" под его комментарием. Другие советы
А вообще, в нашем государстве пенсия — страшная штука, испытание для многих оказывающееся последним, часто невыносимым. Лично я весьма опасаюсь времени, которое у нас официально называют периодом дожития (!!!). Дожить-то доживу, а вот как?